Карты пещеры для удобства делятся на 3 типа: основные (современные карты пещеры в целом), дополнительные (в том числе части пещеры, отдельные залы, сифоны), архивные (старые карты, например, иллюстрирующие историю исследования). В базе могут быть представлены файлы как векторных, так и растровых форматов.
Обработка растровой графики
Требуется по нескольким причинам. Во-первых, карты должны хорошо читаться и смотреться. Кроме того, размеры файлов должны быть оптимизированы для быстрой загрузки из интернета и для того, чтобы без необходимости не возрастал размер базы.
Используемые форматы растровой графики – png и jpg. Эти форматы используются в различных случаях.
1. Черно-белые карты без полутонов. Оптимальным является png, , в него переводятся остальные – gif, bmp, tiff, jpeg (последний - за редкими исключениями) и др.
В формате Png используется алгоритм сжатия без потерь, сжимает штриховые рисунки заметно лучше jpeg и в среднем немного лучше, чем gif, и, в отличие от последнего, позволяет прикрепить к изображению настройки его отображения (в том числе разрешение в dpi), что удобно при распечатывании.
Алгоритм сжатия jpeg включает разложение в ряд Фурье, четкие контуры штриховых рисунков размываются и при увеличении видны “волны” вокруг темных линий. Кроме того, jpeg – это не самый компактный формат для штриховых рисунков, т.е. при наличии четких границ между белым и черным.
2. Карты с полутонами (и карты-рисунки с полутонами, интересные сами по себе, как документ эпохи). Оптимальный формат – jpeg, хотя можно и png (здесь последний по размерам обычно проигрывает). Качество jpeg – 6-7.
Типовые действия при обработке бумажных карт
1. Сканируем изображение (если оно еще не отсканировано) с разрешением не менее 150-200 dpi (часто целесообразно и с большим, а до указанного сжимаем уже после обработки).
2. Изображение – режим – серый (если цветной скан в реальности монохромного изображения.)
3. Поворачиваем, если надо (часто вертикаль скана отличается от севера на 0,5-1 градус, что заметно).
4. Для штриховых (без полутонов) рисунков (которые затем сохраняются в png) сильно увеличиваем контраст (для того, чтобы линии были черными и четкими), а потом и не столь сильно – яркость (до исчезновения фона). Планы и схемы с еле видным рисунком, где этим методом удовлетворительного качества не достигается, перерисовываются вручную. Для рисунков с полутонами тоже рекомендуется “подвигать” уровни и контраст.
5. Уменьшаем размер в пикселях, если сканированное изображение в слишком большом разрешении и такое уменьшение не приводит к видимому ухудшению картинки.
6. По возможности отчищаем изображение от артефактов (складок бумаги, точек, клякс и т.п.)
7. Сохраняем в png или в jpeg в зависимости от типа картинки.
Оформление карт
На самом документе необходимо указать:
1. название пещеры;
2. тип документа (план, разрез, разрез-развертка, схема);
3. откуда карта взята (если она была опубликована), авторов (людей, клуб, организацию), дату (год или годы) съемки (если имеется соответствующая информация);
4. масштаб с масштабной линейкой;
5. стрелку на север (если стрелки нет, за север принимается верхний край карты) с указанием, магнитный (по умолчанию, но желательно указывать как Nm) или истинный.
Желательно также указать спелеологический район и административное положение. Пример заголовка карты:
Камско-Устьинский район, Республика Татарстан
Сюкеевско-Антоновский спелеорайон
СЮКЕЕВСКАЯ ПЕЩЕРА
ПЛАН
Дополнительная информация и необходимые условные обозначения указываются над авторами. Пример указания авторов (обычно в нижней или боковой части листа):
Съемка: И.К.Сидоров, А.М.Петрова, 2015
Составил: М.А.Иванов, 2016
По особо крупным пещерам, при наличии соответствующих материалов, надо вносить подробную информацию, несмотря на ее значительный объем.
Как один из вариантов, планы и разрезы отрисовываются на соответствующем количестве листов формата A4 в масштабе 1:1000 или 1:2000 и делается дополнительный лист, на котором указано их взаимное расположение. Отдельно, без детальной прорисовки, делается сводный план (а для вертикальных пещер также разрез-развертка), дающий общее представление о пещере, в масштабе 1:10000 или 1:25000.
Работа с фотографиями
Отбор фотографий для карточки пещеры
Отбираются фотографии, показывающие вход, характерные места, геологическое строение, натечные формы, животный мир и т.п. (главное на фото – это пещера, а не человек или группа людей на фоне пещеры). Кроме того, для пещер, имеющих долгую историю исследования, можно включить в базу старые фотографии, представляющие исторический интерес. Очень желательно, чтобы на фотографиях, особенно входа, был понятен масштаб (в качестве которого может служить человек, характерный предмет, например молоток, лопата и т. п.).
Отбор фотографий для карточки района или подрайона
Отбираются фотографии, отображающие карстовые явления, рельеф района, его основные особенности и объекты (горные вершины, каньоны, источники), пути подъезда/подхода.
Формат и объем файлов
Фотографии для карточек пещеры или района вносятся в базу в формате jpeg, рекомендуемое качество jpeg – 6-7, размер 800-1200 пикселей по максимальному измерению, характерный размер файла порядка 150-300 kb, настоятельно не рекомендуется превышать 400kb. Однако, для особо интересных и красивых фотографий целесообразно оставлять как больший размер в пикселях, так и качество jpeg (7-8). Объем файла фотографии для карточки пещеры или района строго ограничен 1Mb.
Корректность ссылок и использования графических материалов (топосъемок пещер)
Существуют значительные трудности при установлении авторов большого числа топосъемок, взятых из источников различных типов.
1. Съемки, опубликованные в старых кадастрах и научных изданиях. К сожалению, в отечественной научной спелеологической литературе долгое время принято было не указывать авторов топосъемок, если их работа не опубликована. Это делалось в силу сложившейся еще советской традиции: в научной литературе принято было давать ссылки только на опубликованные работы, в отличие от зарубежной, в которой принято давать также ссылки на частные сообщения.
Кроме того, на многих топосъемках авторы себя не писали, они шли как приложение к отчету, в тексте которого и были указаны съемщики. В лучшем случае, если в опубликованной позднее работе было описание пещеры, они включались в список "материалы для описания предоставили..." Как следствие, теперь установить авторов многих топосъемок, опубликованных в старых кадастрах и научных изданиях, практически невозможно, и при их использовании приходится указывать только источник, откуда они взяты, несмотря на очевидную некорректность по отношению к действительным авторам. (Даже если в источнике приведен список исследователей-первопроходцев, их нельзя указать как авторов съемок - очень часто съемки делались позднее другими.)
2. Съемки, опубликованные в интернете. Если даже на первоначальном ресурсе авторы съемки были указаны в сопроводительном тексте, то при перекладывании самой топосъемки на другой сайт сведения эти обычно не переносятся. При этом первоначальный сайт через некоторое время зачастую прекращает существование или переезжает на другой адрес (по опыту, по прошествии 4-5 лет примерно половина сделанных гиперссылок оказывается бесполезной). Чтобы таких ситуаций не возникало в будущем, при выкладывании материалов надо указывать авторство непосредственно на самих съемках – тогда сведения об авторах гарантированно сохраняются при скачивании материала.
3. Съемки, существенно обработанные позднее другими лицами в графических редакторах. В этом случае должны быть указаны как обработчики, если на то есть их желание, так и те, кто делал съемку (в частности, необходимо восстановить авторов или источник материалов, если при обработке они были удалены).
Большая просьба – если вы обладаете информацией по авторам размещенных на сайте топосъемок, авторство которых не указано – пишите администраторам соответствующих спелеостран, мы внесем эту информацию на сайт.
Если авторы по каким-либо причинам возражают против размещения своих материалов (топосъемок) на сайте, то по получении сообщения об этом администраторами соответствующей спелеостраны эти материалы будут удалены. Если авторов несколько, или наряду с авторами на листе топосъемки указан спелеоклуб или другая организация, то, при получении сообщения от кого-либо из них, материал может быть заблокирован для публичного показа, а окончательное решение принято после обсуждения с другими авторами.